Трудовой кодекс рф мрот. Теория всего

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

§ 2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов - федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

§ 3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

§ 4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

повышения Сумма

минимальной

заработной

платы, руб. Нормативный акт

С 01.05.1995 43700 Там же

С 01.12.1995 60500 Там же

С 01.01.1996 63250 Там же

С 01.01.2001 200

С 01.07.2001 300

С 01.09.2005 800

С 01.05.2006 1100

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

§ 5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 "Установление минимальной заработной платы" (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

1. Продукты питания

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Хлебные продукты

(хлеб и макаронные

изделия в пересчете

на муку, мука,

крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0

Картофель кг 107,6 92,0 108,7

Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7

Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9

Сахар и кондитерские

изделия в пересчете

на сахар кг 22,2 21,2 25,2

Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7

Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0

молокопродукты в

пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2

Яйца штук 200 180 193

Масло растительное,

маргарин и другие

жиры кг 13,8 11,0 10,0

Прочие продукты

(соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

товара Единица

измерения/срок

износа Объем потребления

(в среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

пальтовая

группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

костюмно-

платьевая

группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0

Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

носочные

изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

Головные

галантерейные

изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8

письменные

товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0

Постельное

белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

культурно-

бытового и

хозяйственного

назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

Предметы

необходимости,

санитарии и

лекарства процент общей

величины

расходов на

непродовольственные

товары в месяц 10 5 2

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления (в

среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Жилье кв. м

площади 18,0 18,0 18,0

Центральное

отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7

Холодное и

водоснабжение

водоотведение литров в

сутки 285,0 285,0 285,0

Газоснабжение куб. м в

месяц 10,0 10,0 10,0

Электроэнергия кВт.ч в

месяц 50,0 50,0 50,0

Транспортные

услуги поездок в

год 619,0 150 396

культуры процент

величины

расходов на

месяц 5 5 5

Другие виды

услуг 10,0 10,0 10,0

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ утверждена Постановлением Минтруда и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 9, 10). Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 1998 г., однако реальное применение его стало возможным только после установления Правительством РФ прожиточного минимума. Данный минимум должен официально публиковаться ежеквартально. Данные о величине прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, приведены в таблице.

истекший

период Прожиточный минимум в расчете

на душу населения, руб. Постановление

Правительства

среднем для

трудоспособного

населения для

пенсионеров для

(СЗ РФ. 2000.

N 23. Ст. 2432)

(СЗ РФ. 2000.

N 33. Ст. 3407)

(СЗ РФ. 2000.

N 47. Ст. 4595)

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2001.

N 38. Ст. 3744)

II - 2001 г. 1507 1635 1153 1507 То же

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2002.

(СЗ РФ. 2002.

N 22. Ст. 2095)

(СЗ РФ. 2002.

N 35. Ст. 3379)

(СЗ РФ. 2002.

N 45. Ст. 4519)

(СЗ РФ. 2003.

(СЗ РФ. 2003.

N 20. Ст. 1905)

(СЗ РФ. 2003.

N 33. Ст. 3274)

(СЗ РФ. 2003.

N 45. Ст. 4390)

(СЗ РФ. 2004.

(СЗ РФ. 2004.

N 37. Ст. 3736)

II - 2004 г. 2363 2588 1793 2313 То же

(СЗ РФ. 2004.

N 48. Ст. 4808)

§ 6. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон установления оплаты труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.

§ 7. Часть третья статьи также претерпела редакционные изменения. Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда или трудовые обязанности (о нормах труда см. комментарий к ст. 160 ТК). К числу таких норм относится и месячная норма рабочего времени. Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 93 ТК). В этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени, и закон не гарантирует, что конечная оплата труда должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.

Трудовой кодекс предусматривает, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей), а также при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя (ст. 155, 157), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). В то же время заработок в этих случаях, очевидно, не может быть ниже его минимального размера. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому разряду.

При определении месячной заработной платы работника работодатель обязан учитывать, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (см. комментарий к ст. 129 ТК РФ).

§ 8. С 1 сентября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ утратила силу часть четвертая данной статьи, предусматривавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Является ли отмена части четвертой законным основанием для установления указанных выше ставок и окладов в размерах ниже минимального размера оплаты труда? Представляется, что ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. В соответствии со ст. 135 ТК системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом в соответствии со ст. 129 ТК к компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты. К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину минимального размера оплаты труда, как и в величину тарифных ставок и окладов, то установление их размеров на уровне не ниже минимального размера оплаты труда гарантировано ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 129 ТК, в связи с чем ч. 4 ст. 133 была излишней.

Другой комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.


Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:


организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


другими работодателями - за счет собственных средств.


Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.


Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.




Комментарии к ст. 133 ТК РФ


Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона - не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения - 5024 руб., пенсионеров - 3694 руб., детей - 4448 руб.

6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения - 7456 руб., пенсионеров - 4533 руб., детей - 5698 руб.

Постановлением правительства Омской области от 12 августа 2008 г. N 141-п установлена величина прожиточного минимума для населения Омской области за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 4495 руб., для трудоспособного населения - 4801 руб., для пенсионеров - 3703 руб., для детей - 4292 руб.

7. В зарубежных странах с реальной социальной рыночной экономикой минимальная заработная плата определяется как один из важнейших социально-экономических нормативов.

Величина минимальной заработной платы должна превышать порог бедности в конкретной стране. Минимальный уровень заработной платы считается справедливым, если он составляет 60% от среднего по национальной экономике (см. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере заработной платы и доходов населения // Аналитический вестник. 2007. N 11).

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум - это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема "отставания" минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, "морально устарела". Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки - около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях - даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой "удельный вес" в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого "теневого дохода", который вручается работнику "в конверте". Большинство исследователей проблемы "теневой заработной платы" полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени "конверты".

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами - с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 - 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны - повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда - на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) "О минимальном размере оплаты труда".

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации - в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в РФ", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

Средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

Средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

Собственные средства - для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

от 02/02/2019

На слуху у каждого из нас понятие минимальный размер оплаты труда (или сокращенно МРОТ). И прожиточный минимум, который устанавливается государством. Что, когда и для чего используется – об этом данная статья.

Величина этого показателя устанавливается на региональном и федеральном уровне и корректируется в соответствии с уровнем инфляции. Региональный МРОТ в любом случае не должен быть ниже федерального. Еще недавно минимум оплаты труда и прожиточный минимум друг с другом не соотносились. Что вызывало недоумение. Как минимальный размер оплаты труда может быть 100 руб., а прожиточный больше 11 000?

Начиная с 01.01.2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливает законодатель в величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. А с 01.01.2019 года МРОТ составляет 11 280 руб. в месяц.

Как определяется и где используется минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории РФ. Обеспечивается он за счет следующих источников финансирования:

  • если организация финансируется за счет бюджета, то и обеспечивается МРОТ за счет бюджета, внебюджетных фондов и от получаемого такими организациями дохода.
  • иными работодателями – за счет собственных средств.

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда. И для определения размеров пособий: временная нетрудоспособность, по беременности и родам (), а также для иных целей обязательного социального страхования. В других целях МРОТ не применяется.

МРОТ для исчисления платежей

Раньше МРОТ активно использовался в гражданском, налоговом и административном законодательстве как базовая величина для установления уровня, кратного которому определяется величина обязательств и соответствующих санкций. Для целей, не связанных с определением заработной платы, МРОТ принимается равным 100 руб.

МРОТ и прожиточный минимум

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Приказом Минтруда России от 24.08.2018 N 550н прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года установлен в размере 11280 рублей в месяц. Учитывая изложенное, с 1 января 2019 года МРОТ составляет 11280 рублей в месяц.

Правовое регулирование МРОТ

Соблюдение федерального законодательства о МРОТ контролируется уполномоченными органами, которыми согласно Трудовому кодексу РФ являются инспекция труда, прокуратура, налоговая инспекция и фонд социального страхования.

При нарушении законодательства к нарушителям могут применяться санкции. Порядок их применения и структура регулируются КоАП РФ. Административные санкции налагаются как на предприятие, так и на конкретное должностное лицо:

  • для руководителя предприятия, организации – штраф;
  • предприниматель – штраф или приостановление деятельности на определенный срок;
  • для организации – штраф либо приостановление деятельности на определенный срок.

Работодатель, производящий оплату труда своему работнику меньше определенного законом минимума, нарушает трудовые права сотрудника. В таких ситуациях работник должен обратиться с жалобой в инспекцию по труду.

Но сначала сотрудники письменно обращаются за разъяснениями к самому работодателю. В соответствии с требованиями ТК РФ заявителю в трехдневный срок должна быть безвозмездно представлена справка о размере его заработной платы согласно

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.


Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:


организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


другими работодателями - за счет собственных средств.


Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.


Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.




Комментарии к ст. 133 ТК РФ


Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона - не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения - 5024 руб., пенсионеров - 3694 руб., детей - 4448 руб.

6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения - 7456 руб., пенсионеров - 4533 руб., детей - 5698 руб.

Постановлением правительства Омской области от 12 августа 2008 г. N 141-п установлена величина прожиточного минимума для населения Омской области за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 4495 руб., для трудоспособного населения - 4801 руб., для пенсионеров - 3703 руб., для детей - 4292 руб.

7. В зарубежных странах с реальной социальной рыночной экономикой минимальная заработная плата определяется как один из важнейших социально-экономических нормативов.

Величина минимальной заработной платы должна превышать порог бедности в конкретной стране. Минимальный уровень заработной платы считается справедливым, если он составляет 60% от среднего по национальной экономике (см. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере заработной платы и доходов населения // Аналитический вестник. 2007. N 11).



 

Возможно, будет полезно почитать: