Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат - частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Процесс возмездного отчуждения материальных ценностей, принадлежащих РФ, регионам и административно-территориальным образованиям. Приобретателями прав при этом могут стать юрлица или граждане. В ходе этого процесса муниципальная или госсобственность преобразуется в частную. Рассмотрим особенности этой процедуры.

Общие сведения

Приватизация объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 2001. Этот нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в процессе отчуждения материальных ценностей, а также процесс управления ими. В Законе определены , требования к ним. Отдельно в акте закрепляются принципы, на которых основывается процесс отчуждения.

Исключения

В список объектов приватизации , регламентируемых ФЗ № 2001, не входят:

  1. Земли. Исключение составляют участки, на которых находятся недвижимые объекты, в том числе имущественные комплексы.
  2. Природные ресурсы.
  3. Имущество, переданное в хозяйственное ведение/оперативное управление, муниципальным и госучреждениям, МУП и ГУП.
  4. Жилищный фонд.
  5. Муниципальное и госимущество, передаваемое в собственность некоммерческих структур, созданных в процессе преобразования МУП или ГУП.
  6. Госрезерв.
  7. Муниципальное и госимущество, находящееся за границей РФ.
  8. Здания, сооружения с участками, передающиеся безвозмездно в частное владение религиозным организациям, общероссийским общественным объединениям.
  9. Муниципальное и госимущество в случаях, определенных международными соглашениями.
  10. Акции в случаях возникновения у МО, РФ или субъектов права требовать от АО их выкупа.
  11. Муниципальное и госимущество, отчуждаемое на основании решения суда.
  12. Акции ОАО, ценных бумаг, конвертируемых в них, при выкупе их по правилам, закрепленным законодательством.

Как выше было сказано, в отношениях по отчуждению имущества могут участвовать любые юрлица и граждане. Исключение составляют: МУП, ГУП, муниципальные и госучреждения, организации, доля РФ в уставных капиталах которых больше 25%, кроме случаев, когда объекты вносятся как вклад в активы ОАО.

Принципы

Порядок приватизации объектов государственной собственности основывается на:

  1. Признании равенства приобретателей и открытости деятельности органов госвласти и местного самоуправления.
  2. Возмездности процесса отчуждения.
  3. Самостоятельности органов территориальной власти.

Нормативная база

Субъекты и объекты приватизации , основные требования к ним, правила осуществления процедуры, полномочия компетентных органов устанавливаются ФЗ № 2001, а также другими законами и НПА, принимаемыми в соответствии с ним. При этом положения других юридических документов не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам. Региональное законодательство включает в себя НПА, принятые в соответствии с ФЗ № 2001. Перечень объектов, подлежащих приватизации в пределах конкретного МО, составляется территориальными структурами власти самостоятельно с учетом нормативно-правовых положений, регламентирующих данную сферу.

Задачи правительства

Для реализации единой госполитики в области приватизации Высший исполнительный институт власти представляет президенту на утверждение предложения о создании списка АО и стратегических предприятий. Он включает в себя:

  1. ФГУП, осуществляющие выпуск продукции, производство работ, предоставление услуг, имеющих стратегическое значение при обеспечении безопасности и обороноспособности страны, защиты здоровья, нравственности, законных интересов и прав населения.
  2. ОАО, чьи акции являются федеральной собственностью. При этом участие РФ в них направлено на обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защиту здоровья, нравственности, интересов и прав населения.

Правительство также представляет президенту предложения о внесении в перечень изменений, которые касаются:

  1. Состава ФГУП. Корректировки предлагаются, в том числе, для последующей приватизации.
  2. Степени и необходимости участия РФ в ОАО, относящихся к стратегическим предприятиям, в то числе, для их дальнейшего отчуждения.

Правительство ежегодно утверждает прогнозный план, определяя в соответствующий период. При этом указанный орган обязан предоставить в Госдуму отчет о проведенном отчуждении за предыдущий год. Кроме этого, в компетенцию правительства входит:

  1. Утверждение нормативно-правовых актов, касающихся приватизации.
  2. Руководство работой федеральных структур исполнительной власти в указанной сфере.
  3. Принятие решений об условиях отчуждения федерального имущества.
  4. Контроль процесса.

Прогнозный план

Объекты приватизации государственного и муниципального имущества утверждаются соответствующими органами. В рамках МО ими выступают местные исполнительные структуры. На федеральном уровне компетентным органом, как следует из приведенных выше сведений, является Правительство. В прогнозный план включаются объекты, подлежащие приватизации , с указанием их характеристик и предполагаемых сроков отчуждения. В него могут входить ФГУП, акции ОАО, иные активы. Ценные бумаги АО, а также стратегические предприятия включаются в перечень объектов приватизации по решению президента. Правила разработки плана утверждаются Правительством. Предложения о включении акций ОАО и предприятий, являющихся федеральной собственностью и осуществляющих деятельность в определенных экономических отраслях, а также иного имущества направляют исполнительные госорганы. Соответствующие заявки могут формировать и региональные и местные структуры, а также организации и граждане. Утвержденный план направляется в Госдуму вместе с проектом ФЗ о бюджете на предстоящий финансовый период в составе документов, прилагаемых к Закону. Отчет о выполнении предоставляется до 1 мая ежегодно. Его также рассматривает Госдума.

Принятие решения

Определение условий, по которым будет осуществляться отчуждение материальных ценностей, производится в соответствии с данными прогнозного плана. В решении должны содержаться:

  1. Объекты приватизации . При этом должны указываться их наименования и данные, по которым их можно индивидуализировать.
  2. Способ приватизации.
  3. Нормативная цена. Она представляет собой минимальную стоимость, по которой допускается отчуждение.
  4. Продолжительность рассрочки (при ее предоставлении).
  5. Прочие существенные сведения.

Если отчуждается имущественный комплекс МУП или ГУП, в решении также должны присутствовать:

  1. Состав материальных ценностей. Он указывается в передаточном акте в соответствии с результатами инвентаризации, на основании сведений из документов об участках, аудиторского заключения. В акте должны присутствовать все , расчет балансовой цены активов, величина уставного капитала, номинальная стоимость и число акций (если создается ОАО).
  2. Исключения. В решении должны определяться объекты и имущественные права, которые не могут быть приватизированы. Соответствующие материальные ценности изымаются законным владельцем.

Виды собственности

В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность - объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.

Приобретатели

Лица, в пользу которых отчуждаются , традиционно именуются покупателями. В качестве них могут выступать любые граждане и организации, кроме тех, которые определены федеральным законодательством. В их число входят и ОАО в отношении акций, размещенных ими. Обязанность доказывания права на приобретение в рамках приватизации объектов государственной собственности или материальных ценностей, принадлежащих МО, возлагается на покупателя. Особую категорию приобретателей составляют нерезиденты - зарубежные инвесторы. В ФЗ отсутствуют ограничения в отношении этих лиц. Закон предъявляет дополнительные требования только к документам, которые предоставляют иностранные покупатели. К объектам приватизации относятся , как выше было указано, материальные ценности, находящиеся за пределами страны. В их число, кроме прочего, входят акции ОАО. Эти могут отчуждаться исключительно в пользу нерезидентов. Законодательство не устанавливает требования по обязательному декларированию источников средств, направляемых приобретателями при осуществлении платежей по сделкам.

Объекты приватизации

В качестве них выступают ценности, которые могут быть отчуждены в соответствии с ФЗ № 2001. В нормативном акте не содержится перечня объектов, которые должны быть приватизированы на основании его положений. Из анализа норм ФЗ, однако, можно определить, какие материальные ценности могут отчуждаться. Основными объектами считаются имущественные комплексы МУП и ГУП, а также акции ОАО, принадлежащие государству. Прочие материальные ценности, указанные в ФЗ, или входят в активы предприятий или отчуждаются совместно с комплексами.

Признаки

Среди особенностей, которыми обладают объекты приватизации, необходимо отметить следующие:

  1. Отчуждение материальных ценностей в пользу частных лиц затрагивает интересы сотрудников, трудового коллектива предприятия. Их защита требует специального регулирования.
  2. Сделке по отчуждению предшествует включение объектов в прогнозный план и принятие решения, устанавливающего условия приватизации конкретного имущества уполномоченным исполнительным органом.
  3. Отчуждение обладает возмездным характером.
  4. В качестве продавцов от имени правительства могут выступать специализированные госучреждения.
  5. Как указывает ФЗ № 2001, приватизируются объекты, которые входят в состав муниципальной или федеральной казны, кроме тех, на которые положения закона не распространяются.

Классификация

Объекты приватизации разделяются по разным критериям. В зависимости от содержания, выделяют МУП и ГУП, акции ОАО, принадлежащие РФ. По форме собственности объекты могут быть муниципальными или государственными. Кроме этого, классификация проводится в зависимости от возможности и правил отчуждения. По этому признаку выделяют материальные ценности:


Жилфонды

В Госдуме достаточно часто поднимался вопрос о бесплатной приватизации жилья. На последнем обсуждении было решено продлить ее до марта 2017 г. Однако в СМИ появлялась информация о возможности снятия ограничений по срокам. Бесплатная приватизация распространялась на любые помещения, кроме:

  1. Служебных.
  2. Находящихся в общежитиях.
  3. Аварийных.
  4. Расположенных в военных городках закрытого типа.
  5. Включенных с жилфонд совхозов и сельскохозяйственных обществ, приравненных к ним.
  6. Находящихся в стационарных учреждениях органов соцзащиты, расположенных в сельской местности.

Данные ограничения предусматриваются 4 статьей ФЗ № 1541-1.

Документы для приобретения

Для приватизации объектов жилфонда потребуются:

  1. Договор соцнайма.
  2. Выписка из ЕГРП (ф. № 3). Она составляется на каждого участника сделки.
  3. Выписка из домовой книги.
  4. Технический и кадастровый паспорта.
  5. Справки, удостоверяющие, что ранее лицо не участвовало в приватизации иных недвижимых объектов.
  6. Л/С на помещение.
  7. Личные документы (паспорта, св-ва о рождении или заключении брака).

Следует учесть, что могут потребоваться не только оригиналы, но и копии этих бумаг. Поэтому целесообразно сделать их заранее. Действие некоторых документов имеет ограничение по времени. В этой связи эксперты не рекомендуют затягивать с их подачей.

Куда обращаться?

В настоящее время по стране работает множество многофункциональных центров. Документы, собранные на приватизацию, можно подать в МФЦ. Кроме этого, бумаги принимают и другие уполномоченные инстанции. К примеру, в Москве таким органом выступает Департамент жилфонда и жилищной политики.

Кто вправе участвовать в приобретении?

Приватизировать помещение могут все зарегистрированные в нем. Следует учесть, что законодательством устанавливалась возможность бесплатно приобрести жилплощадь только один раз. Поэтому те, кто уже участвовал ранее в приватизации, не могут быть субъектами новой аналогичной сделки. Исключение составляют лица, которые на тот момент были несовершеннолетними. По достижении 18 лет они вправе участвовать в приватизации второй раз. Существует ошибочное мнение о том, что малолетние не могут выступать как сторона сделки. В принципе, это так. Законодательство ограничивает число сделок, в которых могут участвовать малолетние. Между тем нормативными актами предусмотрены меры защиты их интересов. Так, если ребенок, зарегистрированный в квартире, не получил право собственности при приватизации, договор может быть расторгнут в суде. Заявителем при этом могут выступать органы попечительства и опеки, прокуратура и прочие заинтересованные лица.

Особые случаи

Отдельно в законодательстве оговаривается . Что они собой представляют? Объектами культурно-исторического наследия народов РФ выступают сооружения, строения со связанными с ними произведениями декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, техники и науки и пр. Они возникли в ходе исторических событий и представляют особую ценность в археологическом, антропологическом, эстетическом, социальном плане. В их число входят также памятники, достопримечательные места, крупные комплексы, исторические поселения. Согласно п. 2.1.7 Госпрограммы по приватизации муниципальных и госпредприятий в РФ, утвержденной Указом президента от 1993 г., такие объекты отчуждению не подлежат. Однако в 1994 г. было принято другое решение. По новому Указу президента некоторые сооружения, памятники, комплексы могли быть включены в или прогнозные планы, утверждаемые правительством. При этом вопрос об их отчуждении должен рассматриваться только после ознакомления и утверждения программ Главой страны. Объекту культурно-исторического наследия, принадлежащие РФ, регионам или МО, могут быть приватизированы частными лицами (гражданами или организациями) на возмездной основе по правилам, установленным ФЗ № 178. При этом следует учитывать ряд особенностей отчуждения, закрепленные в 29 статье указанного Закона, а также ст. 50 ФЗ № 73.

Нормативные требования

Объекты культурно-исторической ценности допускается приватизировать способами, предусмотренными 13 статьей ФЗ № 178. При этом они должны быть обременены обязательствами по сохранению, содержанию и надлежащему использованию. Минкультуры РФ определяет условия указанных ограничений. Охранное обязательство оформляется в соответствии с правительственным Постановлением № 894 от 2002 г. Его условия включаются в содержание решения о порядке приватизации и в качестве существенных пунктов в договор о купле-продаже объектов. В охранном обязательстве указываются требования, предъявляемые к содержанию комплекса, сооружения, памятника и пр., условия доступа к нему граждан, правила и сроки выполнения реставрационных работ, а также описываются прочие меры, посредством которых обеспечивается их сохранность.

Важный момент

Законодательством установлен перечень объектов, обладающих особой ценностью, которые не могут быть приватизированы. Он закреплен в 50 статье ФЗ № 73. В их число включены:

  1. Ансамбли и памятники, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Особо ценные сооружения и комплексы, включенные в Свод, утвержденный Указом Президента от 1992 г.
  3. Археологические объекты и культурно-исторические заповедники.

Между тем, ФЗ № 258 были внесены некоторые изменения в ФЗ № 73. Ими отменялся запрет приватизации культурно-исторических объектов и вменялась обязанность правительству сформировать перечень таких комплексов, не относящихся к госсобственности. Соответственно, отчуждать с того момента можно те сооружения, которые не принадлежат РФ и регионам. Но в установленный срок (до 01.03.2008) указанный перечень не был сформирован. В этой связи отчуждение этих материальных ценностей в настоящее время невозможна. В связи с тем, что в законодательстве не предусмотрены четкие правила по приватизации культурно-исторических объектов, этот вопрос вызывает немало споров.


Объекты приватизации - это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия этого Закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов.
Но Закон о приватизации не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе норм данного Закона.
Анализ положений Закона о приватизации все же дает основания для вывода: основными объектами приватизации являются имущественные комплексы унитарных предприятий и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ.
Другие виды имущества, указанные в Законе о приватизации, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо хотя и не принадлежат унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которыми предприятие как юридическое лицо пользуется на законном основании, например является арендатором по договору аренды).
Так, прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества соответственно на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривают иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ.
Объекты приватизации, подпадающие под действие Закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками):
1) их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом. Обеспечение этих интересов диктует необходимость в специальном регулировании. Так, п. 5 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. Статья 17 Закона о приватизации посвящена социальным гарантиям работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
2) сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти;
3) приватизация носит возмездный характер;
4) функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ);
5) По правилам Закона о приватизации отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не входит в понятие "казна". Унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени, в установленных случаях - с согласия собственника, и на эти отношения Закон о приватизации не распространяется.
В завᴎϲимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов, в состав которых они входят, можно выделить самостоятельные объекты приватизации. Самостоятельными объектами приватизации являются прежде всего сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права - юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права.
Предприятие как объект - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак, на изобретение и др.).
Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие в целом признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).
Между тем несколько ранее в ст. 130 ГК РФ дается понятие недвижимости как вещей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеются в виду земельные участки и все, что прочно с ними связано (в том числе здания, сооружения, многолетние насаждения, леса).
Ясно, что законодатель приравнял предприятие к недвижимости, чтобы ввести в гражданский оборот имущественный комплекс как единый объект вещного прав, который в целом может выступать в качестве предмета договора купли-продажи.
Если предприятие принадлежит на праве собственности физическому или юридическому лицу, оно отчуждается, сдается в аренду его собственником на основе общих норм ГК РФ (ст. 559 - Договор продажи предприятия, ст. 656 - Договор аренды предприятия).
Отчуждение государственных предприятий в собственность физических и юридических лиц производится по законодательству о приватизации. Нормы ГК РФ применяются лишь субсидиарно - к отношениям по отчуждению, не урегулированным Законом о приватизации (п. 4 ст. 3 Закона).
Сравним - гражданин или юридическое лицо как собственники продают предприятие по индивидуальной договоренности с конкретным покупателем, а в процессе приватизации предприятие продается на конкурсе, аукционе.
При отчуждении частного предприятия кредиторы, даже предупрежденные о продаже, могут потребовать досрочного исполнения либо прекращения обязательств и возмещения убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным. При приватизации предприятия такие последствия не применяются.
До продажи частного предприятия кредиторы состояли в обязательственных правоотношениях не с предприятием (оно в данном случае только объект права), а с собственником этого предприятия.
Именно поэтому уже после продажи предприятия продавец и покупатель несут солидарную ответственность перед кредиторами по долгам, которые, будучи включенными в состав предприятия, были переведены на покупателя без согласия кредиторов (ст. 562 ГК РФ).
Государство, муниципальные образования по долгам приватизированных предприятий не отвечают.
Собственник частного предприятия как должник по обязательствам, связанным с его личностью, должен сам исполнить обязательство, он, таким образом, не вправе передавать подобные обязанности другим лицам, в том числе в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 559 ГК РФ).
Что касается приватизации, то по обязательствам, не учтенным в передаточном акте, государство, муниципальные образования ответственности не несут (п. 2 ст. 27 Закона о приватизации).
Итак, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Как выше отмечалось, речь при этом идет об имуществе, не переданном государством-собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям и учреждениям.
Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может, соответственно вопрос о приватизации предприятия решается государством-собственником самостоятельно, и на это не требуется ни согласия трудового коллектива предприятия, ни его директора. Отметим, что на первом этапе приватизации, по Закону 1991 г., возможные варианты приватизации предприятия согласовывались с трудовым коллективом.
Другим имуществом, которое как самостоятельный объект приватизации предусматривается в прогнозном плане (программе) приватизации, являются принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В Законе отражены также особенности приватизации других объектов - земельных участков, на которых предприятия находятся; находящихся на балансе унитарного предприятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов культурного наследия.
Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются ими либо на праве аренды, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются в состав имущественного комплекса предприятия (ст. 11 Закона о приватизации).
Однако по смыслу ст. 27, 28 Закона о приватизации в итоге оформляется два договора: продажи предприятия и отчуждения земельного участка. Покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона, при этом не по рыночной стоимости, а по цене выкупа, установленной субъектами РФ. До этого цена выкупа определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона о приватизации минимальных сумм.
Надо, однако, иметь в виду, что еще не произошел раздел земли между собственниками - РФ и субъектами РФ. Поэтому на практике, в Москве, например, покупатели предприятий пользуются земельными участками под ними, как правило, на основе аренды.
Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов.
Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона).
Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более пяти лет с момента приватизации.
Как объекты культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.
В завᴎϲимости от формы собственности выделяются объекты государственной и муниципальной собственности. Объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами муниципальной власти самостоятельно, но в порядке (по правилам), предусмотренном Законом о приватизации.
В завᴎϲимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое:
а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" не подлежит приватизации имущество организаций федеральной почтовой связи);
б) приватизация которого ограничена (унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ включаются в прогнозный план приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах; акции открытого акционерного общества "Газпром", РАО "ЕЭС России" включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона);
в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).

Лекция, реферат. 14.5. Объекты приватизации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Похожие работы:

22.01.2009/реферат

Целевое назначение земель государственного земельного фонда. Содержание норм права, регулирующих экономические отношения земельной собственности. Правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом, субъективное право земельной собственности.

25.12.2009/курсовая работа

Законодательная основа защиты авторских прав, объекты права. Определения разновидностей интеллектуальной собственности и действий с ней. Методы защиты авторских и патентных прав, права автора и патентообладателя. Составление авторского договора.

24.07.2010/дипломная работа

Понятие права собственности. Субъекты и объекты права собственности граждан. Содержание права собственности. Виды права собственности граждан: общая долевая и совместная собственность. Приобретение, осуществление и прекращение права собственности.

2.10.2003/курсовая работа

Понятие и особенности гражданского правоотношения. Элементы гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Объекты правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Юридические факты в гражданском праве.

14.03.2010/курсовая работа

Общая характеристика договора, форма и порядок заключения, содержание и исполнение договора коммерческой концессии. Регулирование специфических экономических отношений, при которых в роли товара выступают права на объекты промышленной собственности.

Страница 1

Объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Субъекты приватизации – это продавы, покупатели государственного имущества и государственные органы. В субъектах РФ функционируют территориальные органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Функции по управлению государственным имуществом приведены детально рассмотрены в работе Романова О. «Изменены правила приватизации госимущества».

Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Изменен порядок применения некоторых способов приватизации государственного имущества - конкурса, аукциона, продажи через публичное предложение и без объявления цены. Корректировки в ряд правительственных актов внесены постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13, 18-26 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Реализовать такое имущество можно, в частности, через аукцион, конкурс, посредством публичного предложения и без объявления цены, а также посредством преобразования унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Статьи 18-36 Закона о приватизации раскрывают содержание отдельных способов приватизации, порядок реализации которых урегулирован на уровне постановлений правительства. В них и внесены изменения.

Новации затронули три документа:

постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

Первая группа изменений связана с принятием Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется только путем преобразования в хозяйственные общества (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации). Кроме того, из Закона о приватизации исключена ст. 27, регулировавшая особенности сделок, связанных с продажей ГУП и МУП.

Понятие приватизации появилось уже после советских времён, в которых не существовало возможности оформить какую-либо недвижимость, как личное имущество, продать его, передать в аренду или даже завещать. В целом же, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в том виде, в котором его можно видеть сегодня, возникло с 1992-го года. Для регулирования процедуры разработано соответствующее положение, приняты законы и внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Приватизация муниципального имущества может быть рассмотрена в двух вариантах. В первом приватизация представляет собой бесплатную передачу недвижимого жилого объекта в частную собственность граждан. Во втором варианте понятие несколько шире и качается не только жилья. Граждане и коммерческие организации вправе претендовать на передачу нежилых помещений, предприятий и даже объектов культуры. По сути, оформить в свои владения можно практически любой недвижимый объект, за исключением собственности, право на которую есть лишь у государства. К таковой относятся некоторые охранные территории и военные объекты.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

О видах приватизации

Поскольку варианты приватизированного имущества на самом деле весьма широки, на государственном уровне выделены некоторые основные виды приватизации, к которой относится:

Запутаться с формой приватизации в принципе сложно. Важно определить достоверно, кому имущество принадлежит – муниципалитету или государству. Юридически разницы никакой нет, однако на практике различие заключается в том, что в процессе приватизации муниципальной собственности дополнительно могут быть задействованы не только государственные законодательные акты, но и местные, региональные. Последние часто имеют некоторые различия между собой, однако обычно не кардинальные.

Способы оформления процедуры

Положение относительно приватизируемого имущества и нормативные акты предусматривают несколько способов передачи недвижимости от муниципалитета в частное владение:

Перечисленные способы внедрены в закон с 2001-го года, поскольку до этого времени не было понятия акций в современном смысле. Их аналогами являлись ваучеры, представляющие сегодня интерес разве что историкам или коллекционерам.

Что же касается приватизации муниципального жилья, оформить его проще всего по заявлению владельца. Относительно участков земли придётся принимать участие в торгах, даже если других желающих на подобные объекты нет.

В каком порядке действовать?

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя следующие этапы:

  • Чёткое планирование будущего процесса оформления;
  • Подготовка акта для принятия и утверждения требований, согласно которым будет проходить приватизация и переход имущества в категорию частной собственности;
  • Оформление приватизации

После подачи соответствующего заявления муниципальному органу, определяется, в чьей собственности на данный момент находятся указанные в запросе объекты, возможно ли их передать и на каких условиях. Окончательное решение всегда за правительством Российской Федерации, с которым муниципалитет обязательно согласовывается.

Способы приватизации могут быть разные, но их на самом деле очень мало. Органы самоуправления не станут предлагать заинтересованному лицу несколько участков на выбор. Будет только один, в соответствии с действующим законодательством и в зависимости от обстоятельств. Спорить с муниципалитетом и требовать другого варианта не целесообразно. Если, по мнению заинтересованного лица, орган самоуправления действовал незаконно и вынес противоречащее решение, оспорить его можно разве что в суде, но решения могут быть весьма непредсказуемы.

Особые нюансы

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты. В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Не смотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил. Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

Социальные и экономические подоплеки

Приватизировать какие-либо муниципальные объекты, значит получить постоянные права собственности на них. Это происходит при полной продаже недвижимости физическим или юридическим лицам, при частичной оплате или передаче их безвозмездно, для некоторых категорий населения при приватизации жилья или некоторых категорий земель.

Ссылаясь на федеральное законодательство и положение, касающееся приватизации имущества муниципалитетов, саму приватизацию принято считать отчуждением прав собственности в пользу заинтересованных лиц. Такое пояснение наталкивает на мысли о процедуре, которая несёт возмездный характер. Подобный переход зачастую выгоден государству по той причине, что далеко не всегда используются все недвижимые объекты. Некоторые из них могут быть не задействованы длительное время и простаивать без дела, не принося ни выгоды, ни прибыли.

В результате приватизации муниципальные органы и государство получают не только прибыль, под видом оплаты недвижимости, но и налоги с дальнейшего её использования и нахождения в частной собственности.

Почему разрешено?

Суть процедуры заключается в том, что благодаря ней замедляются или сокращаются темпы расширения государственной экономики при увеличении доли частных секторов. Процесс приватизации – это частичное или полное наделение правами собственности частных лиц. В любом случае ставка делается ещё и на усиление конкурентоспособности экономики РФ, а также на эффективное использование недвижимости.

Можно сделать вывод, что приватизация включает в себя трансформацию имеющейся недвижимости и её использование, в соответствии с целевым назначением.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).



 

Возможно, будет полезно почитать: