Международно-правовые нормы и их классификация. Международное право

Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям:

1) по сфере действия - универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют

отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях;

2) по юридической силе - императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер ». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права ». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др..

Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность;

3) по функциям в системе международного права - материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм

(Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).;

4) по способу создания и форме выражения - нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства;

5) по способу регулирования - обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой;

6) по времени действия - срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

Применение международного права в сфере внутригосударственных отношений.

Реализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений - это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права.

Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов).

Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы.

Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу).

3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды

Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы; (станавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества)
  • нормы-определения; (раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.)
  • нормы-правомочия; (предоставляют их адресатам определенные субъективные права.)
  • нормы-обязанности; (устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.)
  • нормы-запреты. (фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве;)

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

  • регулятивные; (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.)
  • охранительные. (выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.)
  • материальные; (фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой стату)
  • процессуальные.(регламентируют порядок реализации материальных норм)

4) по территории действия:

  • универсальные; (охватывает своим участием большинство государств мира.)
  • региональные; (действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).
  • локальные. (регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4. Принципы международного права: понятие, акты, закрепляющие и конкретизирующие их.

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

1. Уставе ООН;

2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

1. неприменение силы;

2. мирное разрешение споров;

3. территориальная целостность государств;

4. нерушимость границ;

5. суверенное равенство;

6. невмешательство;

7. равноправие и самоопределение народов;

8. сотрудничество государств;

9. уважение прав человека;

10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Функции принципов международного права :

1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;

2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

5. Источники международного права: понятие, виды.

Источники международного права - это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор - это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай - это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика - это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

Виды норм международного права

Раскрыть все характерные признаки и черты любого явления правовой действительности можно через его классификацию. Международно-правовые нормы классифицируют по различным критериям, но наиболее существенно раскрывают их особый характер следующие критерии разграничения:

1) по сфере действия нормы международного права делятся на:

Универсальные (распространяют свое действие на все международное сообщество, в основном эти нормы содержатся в многосторонних международных договорах, заключенных под эгидой ООН, а также в международно-правовых обычаях, которые составляют так называемое общее международное право);

Региональные (регулирующие правоотношения в рамках регионального или даже субрегионального сотрудничества государств и международных организаций);

Партикулярные (регулируют правоотношения нескольких государств или международных организаций);

2) по юридической силе нормы международного права разделяют на:

Императивные (отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам субъекты международного права не могут, это всегда нормы, универсальные по сфере действия, изменить или отменить такую норму можно только путем принятия новой императивной норми20). Примерами императивных норм могут служить основные принципы международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирное разрешение споров и тому подобное, а также запрет рабства, расовой дискриминации, пыток, геноцида, апартеида и др. Такие нормы еще называют нормами "jus cogens". Нормы "jus cogens" порождают международно-правовые обязательства, которые представляют интерес для всего международного сообщества в целом, - "erga omnes" (в отношении каждого);

Диспозитивные (эти нормы являются обязательными для субъектов, которые их признали, и отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам они могут по договоренности, ведь односторонний отказ от исполнения обязательств является нарушением принципа "pacta sunt servanda"; диспозитивные нормы не должны противоречить императивным нормам).

В доктрине также встречается еще деление норм по функциям в правовом регулировании {материальные, процессуальные), по характеру диспозиции нормы (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), по способу обобщения (нормы-принципы, нормы цели, нормы установки) и тому подобное.

Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие

Под кодификацией международно-правовых норм понимают процесс систематизации действующих норм, в результате которого ликвидируют пробелы в правовом регулировании, происходит замена старых норм новыми.

Целью кодификации всегда является создание определенного международно-правового акта. Процесс кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется путем: установления точного содержания и четкого формулирования давно действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; изменения или пересмотра устаревших норм; разработки новых норм с учетом актуальных потребностей в международно-правовом регулировании; закрепление в согласовательном виде всех этих норм в едином международно-правовом акте.

В международном праве, в отличие от национального, кодификацию могут осуществлять различные субъекты. Если ею занимаются государства или уполномоченные на то международные организации, такая кодификация называется официальной. Если же кодификация осуществляется неправительственными организациями, частными лицами, она будет неофициальной. Разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, которая проводится в рамках научных учреждений или учеными единолично.

Мысль о развитии международного права путем подтверждения существующих норм или путем разработки новых правил не е новой. В последней четверти XVIII века. Иеремия Бентам предложил осуществить кодификацию всего международного права. После него много попыток осуществить кодификацию делали отдельные лица, научные общества и правительства.

Считается, что кодификация и прогрессивное развитие международного права, осуществляемые "сознательными усилиями" государств (в современном понимании - официальная кодификация), берут свое начало с Венского конгресса 1814-1815 гг., во время которого были приняты важные международно-правовые акты, как Правила относительно ранга дипломатических агентов, Декларация о запрете работорговли, Правила относительно свободного судоходства по річках24. Всего за период с 1864-1914 гг. в мире проведено около 100 международных конференций и конгрессов, на которых было разработано 250 многосторонних международных договоров. С созданием Лиги Наций этот процесс активизируется и постепенно переходит под контроль международных организаций. 22 сентября 1924 г. Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, в которой предусматривалось создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, который должен был подготовить перечень вопросов, которые требовали безотлагательного правового регулирования, замечания правительств по этому поводу, а также доклады экспертов. После этого была созвана межправительственная конференция, которая проходила в Гааге в марте - апреле 1930 г., на которой были одобрены документы, касающиеся гражданства. Однако в других вопросах (территориальные воды, ответственность государств) прийти к согласию не удалось. Принятая Ассамблеей Лиги Наций в 1931 г. резолюция Относительно процедуры кодификации легла в основу Положения о Комиссии ООН по международному праву. В общем с 1919-1946 гг. более 700 многосторонних международных договоров было заключено, большинство из которых вступили в силу.

Устав ООН в п. 1 ст. 13 определил, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в отношении прогрессивного развития международного права и его кодификации. Таким образом развитие международного права стал одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Резолюцией 174 (II) от 21 ноября 1947 г. было одобрено создание Комиссии ООН по международному праву и утверждено соответствующее Положение. Комиссия состоит из 34 членов, которые выбирает Генеральная Ассамблея из списка кандидатов, представленных государствами - членами ООН. К ведению Комиссии относятся вопросы как международного публичного, так и международного частного права, однако последнее пока что она не занималась. Комиссия по каждой избранной для работы темой назначает специальных докладчиков, доклады которых потом обсуждают на сессиях вместе с предложенными проектами. Комиссия активно сотрудничает с правительствами государств, получая от них замечания и предложения относительно предложенных проектов международно-правовых норм. После завершения работы конечный проект с пояснительной докладом передается на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая может утвердить его своей резолюцией и предложить его одобрить государствам в виде договора или созвать международную конференцию для заключения конвенции.

За время своей работы КМП завершила проекты международно-правовых норм по регулированию отношений в сфере права международных договоров, вопросы фрагментации международного права, путей и способов получения доказательств наличия обычных норм международного права, основных прав и обязанностей государств, различных аспектов правопреемства государств, юрисдикционных иммунитетов государств, гражданства и безгражданства, международного уголовного права, международного морского права, международной ответственности государств, права внешних сношений, арбитражной процедуры урегулирования споров.

в настоящее время на рассмотрении КМП находятся вопросы оговорок к международным договорам, влияния вооруженных конфликтов на действие международных договоров, иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, вопрос "aut dedere auf judicare" (долг "или выдать, или преследовать" человека), ответственности международных организаций, ответственности за действия, не запрещенные международным правом, и тому подобное.

Кодификацией и прогрессивным развитием международного права занимаются и региональные международные организации, специальные органы которых создают проекты международных договоров. Например, Советом Европы были разработаны проекты Конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 г. и четырнадцати протоколов к ней, Европейской социальной хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г., Конвенцию Совета Европы о мерах относительно противодействия торговле людьми 2005 г. и др.

Неофициальной кодификацией занимаются такие авторитетные учреждения, как Институт международного права (г. Ганта, Бельгия), Ассоциация международного права (Брюссель, Бельгия), Американский институт международного права.

Среди ученых, которые занимались кодификацией международного права, необходимо упомянуть И. Бентама, И. Блюнчли, П. Фиоре, Д. Филда, Л. Леви, Ф. Пела, Дж. Інтерносціа.

Норма является первичным элементом любой системы права, например, как клетка в живом организме. Термин "норма" латинского происхождения и означает узаконенное установление, признанный обязательным порядок, установленная мера.

Норма международного права - это правило поведения, создаваемое государствами и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается ими как юридически обязательное.

Помимо норм международного права, международные отношения могут находиться под влиянием других регуляторов - норм международной вежливости, норм международной морали, традиций. Отличие последних от норм международного права заключается в том, что они не имеют юридически обязательного характера. Поэтому институт ответственности за нарушение норм международного права существенно отличается по процедуре применения и последствиями от аналогичного института при нарушении норм международной вежливости или морали.

Специфика международного права как особой системы проявляется также в построении международно-правовых норм. В отличие от классической конструкции, большинство международно-правовых норм содержит лишь диспозицию. Санкции за нарушение этих норм определяются в отдельных соглашениях или системой международного права в целом.

Как и в любой юридической норме, в норме международного права содержанием являются права и обязанности субъектов международных отношений. Зная свое право, субъект международного права может обоснованно предполагать возможное или должное поведение другого субъекта, которая заключается в выполнении долга, что корреспондирует соответствующем праву. Тем самым отношения между субъектами международного права приобретают упорядоченного, предполагаемого характера, а нормы выполняют регулятивную функцию.

Для международного права, как внутригосударственного, также характерно объединение норм в институты и отрасли, хоть и со своей целью и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования. Например, институты признания, правопреемства, ответственности и др.

Отрасль международного права - это основное подразделение этой системы права, охватывающее качественно обособленную сферу международных отношений, урегулированных специальными нормами и институтами. В международном праве различают следующие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право и т.д. Некоторые отрасли современного международного права являются древними, например, дипломатическое и консульское право, международное морское право; другие появились недавно - международное воздушное право и международное космическое право. Естественно, что процесс формирования отраслей международного права перманентный. Сколько будет существовать международное право, столько и будут появляться новые качественно обособленные международные отношения, урегулированные нормами права. Объясняется это тем, что государства и другие субъекты международного права объективно заинтересованы в более эффективном регулировании определенных комплексов международных отношений, имеющих общий объект регулирования.

Среди международно-правовых норм особенно выделяются основные принципы международного права, т.е. юридические нормы, образующие фундамент международного права. Остальные международно-правовых норм должна им соответствовать. Основные принципы являются общепризнанными юридическими нормами, имеют императивный характер (jus cogens).

Нарушение субъектом международного права какого-либо основного принципа квалифицируется международным сообществом как посягательство на международный правопорядок. Основными принципами международного права является принцип суверенного равенства, добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров и др. (ст. 2 Устава ООН).

Одно из отличий международного права от внутригосударственного заключается в процедуре, способах и формах создания международно-правовых норм. На международной арене нет каких-либо законодательных органов, которые разрабатывали бы и принимали нормы международного права. Эту работу выполняют сами субъекты международного права во время двух - и многосторонних контактов. Единственный способ, с помощью которого создаются международно-правовые нормы, - согласование позиций между субъектами международного права относительно правила поведения и предоставления ему юридически обязательного характера. По форме нормы международного права - это общие, специальные конвенции или международный обычай.

Сегодня в науке международного права продолжаются дискуссии относительно разделения международно-правовых норм на мягкое право (soft law) и твердое право (hard law). Относительно первого, то здесь доминирует два взгляда. Сторонники первого считают, что до мягкого права следует относить такие специфические международно-правовые нормы, которые не устанавливают четких прав и обязанностей, а указывают лишь общее направление поведения субъектов международного права. Такие формулировки, как "цель", "прилагать усилия", характерные для этого типа норм, которые довольно часто встречаются в политических договорах или в преамбулах международных соглашений.

Представители второго взгляда на проблемы мягкого права считают, что нормы этого вида содержатся в ненормативных международных актах, например, в резолюциях международных организаций и конференций, в двух - и многосторонних заявлениях и коммюнике. Формально такие акты не являются юридически обязательными, однако их роль и значение в укреплении мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами и другими субъектами международного права неуклонно растут. Поэтому большинство положений резолюций ООН, документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как и многих других аналогичных актов, хоть они и морально-политические по характеру, добросовестно выполняется субъектами международного права. Кроме того, мягкое право дает возможность обеспечить более эффективное функционирование международной системы и ее отдельных компонентов, поскольку "твердое право" через объективно присущую ему жесткость не может так быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в этой системе, как это может сделать "мягкое право".

Таким образом, мягкое право как бы сокращает пути и готовит благоприятную почву для успешного развития твердого права.

Среди юристов-международников нет единого подхода к проблеме классификации норм международного права. Чаще всего международно-правовые нормы классифицируют так:

1) по сфере действия - универсальные и локальные (региональные);

2) по юридической силе - императивные и диспозитивные;

3) по функциям в системе - материальные и процессуальные;

4) по способу создания и форме существования -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы предназначены для регулирования отношений между всеми субъектами международного права и образуют в совокупности общее международное право. Устав ООН может быть ярким примером универсальных норм. Следует отметить, что Международный Суд ООН часто ссылается в решениях на "общие нормы международного права". Локальные или региональные нормы (иногда их также называют партикулярными) регулируют отношения между двумя или несколькими субъектами международного права, которые не обязательно должны располагаться в одном регионе Земли.

Императивные нормы международного права (jus cogens) - это такие правила поведения, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, имеет такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Другими словами, это нормы, имеющие высшую императивную силу, а отсюда особый способ их изменения - принятие новой императивной нормы. Примером норм jus cogens являются основные принципы международного права.

Диспозитивные нормы допускают отступление от них по взаимному согласию субъектов международного права, при этом нельзя причинять ущерб правам и законным интересам третьих государств. После достижения указанной сделки такие нормы становятся так же обязательными для выполнения субъектами международного права, как и императивные. В диспозитивных норм относятся, например, такие нормы международного морского права: о делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа между противоположными или прилегающими прибрежными государствами, прилегающую зону и т.д.

Материальные нормы регулируют международные отношения, складывающиеся по поводу достижения определенных благ. Они как бы отвечают на вопрос: "Чего следует достичь?" Процессуальные нормы призваны создать благоприятные условия для реализации предписаний материальных норм в различных условиях правовой деятельности субъектов международного права. Основная задача процессуальных норм - выработка юридической технологии применения материальных норм с целью достижения максимального результата с минимальными затратами. Примером международных процессуальных норм могут быть многие положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., касающиеся порядка создания, действия и прекращения международных договорных норм. Профессор И.И. Лукашук считает, что в международном праве сформировалась новая отрасль - процессуальное право, которая должна сыграть положительную роль в вопросах повышения эффективности функционирования международного права. Он отмечает, что важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые преимущественно являются процессуальными нормами (например, никто не может быть судьей в собственном деле, приоритет специального закона относительно общего и др.).

Юридические особенности обычных и договорных норм были рассмотрены в предыдущем подразделе. Относительно нормы решений международных организаций, то они закрепляются в нормативных резолюциях межправительственных организаций. Большинство резолюций таких организаций имеет рекомендательный характер, однако некоторые из них содержат обязательные правила поведения субъектов международного права, которым они адресованы. В частности, такими нормами являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по финансово-бюджетным и административным вопросам Организации Объединенных Наций.

Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Одним из видов систематизации правового материала является кодификация. Это вид нормотворческой деятельности субъектов международного права, направлен на переработку действующих международно-правовых норм, устранения пробелов И противоречий в международном праве и создание на этой основе новых кодифікуючих актов, заменяют все прежние акты, которые действовали в определенной сфере международных отношений. С помощью кодификации происходит и формальное закрепление международных обычаев. Юридической формой кодифікуючих актов является международный договор. В процессе этой деятельности происходит и прогрессивное развитие международного права. Большой вклад в прогрессивное развитие международного права делают ООН, ее главные, вспомогательные органы и специализированные учреждения.

На второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющее большинство членов Шестого комитета (Комитета по правовым вопросам) поддержала предложение о создании Комиссии международного права. 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 174 (II), в которой учредила Комиссию международного права и одобрила Положение о Комиссии, в п. 1 ст. 1 которого говорится: "Комиссия международного права имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации". В ст. 15 Положение выясняется различие между понятием "прогрессивное развитие", что употребляется в значении "подготовки проекта конвенции по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств", и понятием "кодификация", что употребляется в значении "более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех сферах, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной".

Комиссия состоит из 34 членов - признанных авторитетов в области международного права. Членский состав Комиссии должен отражать основные формы цивилизации и основные правовые системы мира. Члены Комиссии избираются в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 5 лет. Комиссия готовит проекты по вопросам международного права, которые затем рассматриваются на представительных международных конференциях с целью принятия конвенций по вопросам, представляющим интерес для международного сообщества. На основе проектов Комиссии были приняты такие важные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и др.

Функции по кодификации и прогрессивного развития международного права выполняют и другие вспомогательные органы ООН: Совет по правам человека (правозащитное учреждение в системе ООН, которая в 2006 г. заменила Комиссию по правам человека), Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия по наркотическим средствам и др. Участвуют в этой деятельности также специализированные учреждения ООН, например, ИМО, МОТ, ЮНЕСКО.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
  • Дипломатическое и консульское право
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Классификация норм международного права

Нормы международного права классифицируются по следующим основаниям:

1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:

Договорные нормы . Они создаются путем соглашения между субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой характерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы нескольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.

Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлагаются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая определенными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное поведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.

Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой норме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регулируются договорами. Международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отношений.

Концептуально, в зависимости от направленности своего регулятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся:

  1. по сфере применения;
  2. по объектам;
  3. по практическому назначению.

В полном соответствии с многообразием договоров и создаваемыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего характера (например, нормы Устава ООН и других универсальных организаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, которые вызывают правоотношения регионального характера. Договорные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее порождают обилие правоотношений между отдельными государствами.

В реальной жизни между нормами и правоотношениями указанных трех ступеней устанавливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государствами и соответствующие им правоотношения также подчиняются правовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.

Договорные нормы различаются по объекту правовых отношений. Одни из них направлены на разрешение вопросов политического характера, что ведет к формированию большой группы правоотношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают экономическое сотрудничество государств и образуют правовые отношения по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соответствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество государств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.

В современной юриспруденции международные договоры подразделяются в зависимости от их практического назначения на договоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обязанности конкретных субъектов. Отечественная наука международного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникновением правоотношений.

Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возникающие на основе этих норм, могут сформироваться только в будущем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкретно не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающему требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, когда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей.

Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотношения. Например, государства первоначально вступили в правоотношение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других правоотношений производного характера.

Что касается так называемых международных договоров-сделок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют конкретно субъектов такого правоотношения.

Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во втором случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы договоров и выступают в одинаковой степени источниками международного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.

Нормы обычные . Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда, последний при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосылкой правоотношения.

Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, которые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации международных отношений.

При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к тому же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде.

Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и сотрудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, согласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нормы являются отражением противоположных тенденций современных международных отношений.

Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к признанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих государств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.

Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоотношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеобщие или локальные.

Признание обычной нормы государствами по своему содержанию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согласия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из поведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.

Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответствующая норма формируется только после неоднократного повторения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без правовой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вместе с тем согласие государств с определенной обычной нормой выкристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.

Обычная норма может превратиться в договорную - путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, поскольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законности и правопорядка в международных правоотношениях.

2. По сфере действия различаются универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).

Региональные - действуют в пределах одного региона.

Локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

2. При рассмотрении вопроса о нормах, составляющих международное право, существенное значение имеет вопрос о старых и новых нормах.

Современное международное право складывалось в течение многих столетий. Поэтому в нем имеются нормы, созданные в наши дни, и вместе с тем сохранились некоторые нормы и принципы, возникшие десятки и даже сотни лет тому назад.

Разумеется, за такое длительное время состав субъектов международного общения не мм оставаться неизменным; Некоторые государства, в прошлом принимавших участие в создании правовых норм, либо изменили свое социально-экономическое устройство, либо вовсе сошли с исторической сцены. Другие - возникли вновь и не принимали непосредственного участия в создании многих норм международного права, которые ныне существуют.

Таким образом, общая совокупность норм международного права не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом деятельности многих поколений. Следовательно, по отношению к современным субъектам международного права нормы международного права условно можно подразделить на две группы: новые нормы, созданные современными участниками международного общения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и применяемые в наши дни.

С учетом изложенного, говоря о старых и новых нормах международного права, можно отметить следующее:

во-первых, в международном праве не исключено использование старых правовых норм для регулирования отношений между государствами, если эти нормы совместимы с потребностями современной международной жизни;

во-вторых, нельзя механически исходить из предположения, что если государство подчиняет свои международные отношения какой-то правовой норме, то оно непременно является и создателем этой нормы (в данном случае достаточно согласия с нормой, которая создана в прошлом);

в-третьих, каждое новое государство, вступая в международную жизнь, по необходимости воспринимает, как правило, уже существующую систему правовых норм и только в последующее время вносит свой вклад международное правотворчество. Преемственность в данном случае неизбежна, поскольку каждое государство вынуждено считаться с сообществом государств, которое существует объективно, равно как объективно существует система норм, регулирующая отношения между членами данного сообщества.

Современное международное право является общедемократическим с весьма сложным волевым содержанием его норм и принципов. Эта сложность находит проявление в международных правоотношениях, которые применительно к конкретным государствам более адекватно выражают волевую сущность международных отношений.

Таким образом, международные правоотношения, имея единую юридическую предпосылку для своего возникновения, приобретают существенные различия по своему волевому содержанию в зависимости от того, что они возникают не только в результате реализации норм права, но и их конкретизации, воплощения в реальную международную жизнь со всеми ее особенностями и весьма сложными перипетиями.

Наличие в международном праве различных тенденций в применении норм права делает весьма актуальной борьбу за единое понимание норм права, за их точное соблюдение. Устанавливаемый нормами права порядок взаимоотношений государств образует собой международный правопорядок. Всякие попытки исказить содержание нормы права в конкретных правоотношениях ведут к его нарушению.

Минимальным требованием для международной жизни является соблюдение общедемократических предписаний современного международного права. Без строгого соблюдения данного минимума не может быть обеспечен твердый международный правопорядок и строгое соблюдение международной законности.



 

Возможно, будет полезно почитать: