Судебная система рф по действующему законодательству. Понятие и структура судебной власти

Судебная система РФ, схема которой будет рассмотрена далее, играет особую роль в демократическом обществе. Она использует специфический метод регулирования отношений и разрешения конфликтов между субъектами. В статье рассмотрим, что собой представляет суд и судебная система РФ в целом.

Общие сведения

Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Организация и порядок деятельности

Существуют определенные принципы, на основании которых функционирует судебная система РФ. Конституция страны достаточно четко устанавливает основные из них. Среди них, в частности, следует назвать:


Согласно ст. 123 Основного Закона, все судебные заседания должны быть открытыми. Закрытое рассмотрение дел допускается исключительно в случаях, которые предусмотрены ФЗ. Не разрешено также заочное разбирательство. Исключения составляют случаи, определенные в ФЗ. Производство по делу выполняется на основе принципа равноправия и состязательности сторон. Нормативные акты предусматривают случаи, когда разбирательство может осуществляться с привлечением присяжных. Судебная система РФ финансируется за счет бюджета страны. Это обеспечивает возможность независимой и полной реализации задач в соответствии с ФЗ.

Структура судебной системы РФ

Поскольку в соответствии с существующим в России государственным строем управление основывается на разделении госаппарата, подразделения каждого направления считаются самостоятельными. В частности, в стране существует исполнительная, законодательная и судебная власти. Последняя реализуется посредством особых институтов. Основной Закон страны не допускает формирования чрезвычайных судов. В рассмотрении дел должностные лица руководствуются уголовным, гражданским, административным кодексами. В систему входят следующие суды:

  • Высший Арбитражный. В его составе присутствуют:
  1. федеральные окружные;
  2. апелляционные;
  3. субъектные.
  • Конституционный.
  • Верховный суд. В его составе присутствуют:
  1. краевые;
  2. республиканские;
  3. областные;
  4. городов со статусом федеральных;
  5. автономных округов и областей;
  6. районные;
  7. мировые.

К судебной системе РФ относятся и уполномоченные военные и специализированные подразделения.

Статус должностных лиц

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Соответствие нормам права

Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.

Осуществление деятельности только уполномоченными подразделениями

Закон "О судебной системе РФ" определяет порядок признания лица виновным/невиновным. Данное положение основывается на принципе осуществления рассмотрения дел только компетентными подразделениями. В ст. 118 Конституции указано, что лицо признается виновным исключительно в соответствии с судебным приговором. В ФЗ определен круг лиц, которые вправе выносить подобное решение. В частности, Закон "О судебной системе РФ" говорит о том, что принять на себя право принятия оправдательного или обвинительного постановления имеют:


Ни один другой юридический институт не обладает необходимыми возможностями для принятия обоснованного и соответствующего правовым нормам решения. Только непосредственно в ходе заседания проявляются все принципы, в соответствии с которыми функционирует судебная система РФ. Схема, в соответствии с которой дело поступает на рассмотрение, предполагает несколько этапов. Ни на одном из них нельзя обеспечить равноправие и состязательность сторон. Это возможно только непосредственно в зале судебного заседания. Например, имеет место уголовное преступление. До того как дело поступит в суд, должны быть осуществлены предварительное расследование, осмотр места преступления, допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых и прочие мероприятия. Только после их завершения при наличии обвиняемого дело передается на рассмотрение суда для вынесения решения.

Независимость должностных лиц

Этот принцип закрепляется в ст. 120 Основного Закона. Данное положение отражено и в прочих нормативных актах. Как гласит действующее законодательство, разбирательство дела в суде первой инстанции выполняется при участии арбитражных, народных, присяжных заседателей. Они также независимы и руководствуются в своих действиях юридическими нормами. При этом заседатели наделены всеми правами судьи. Принцип независимости предполагает отсутствие влияния на мнение должностного лица со стороны. При принятии решения судья или заседатель руководствуется не внутренними убеждениями, а буквой закона.

Обеспечение защиты интересов граждан

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

Равноправие и состязательность

Этот принцип провозглашен в ст. 123, ч. 3 Основного Закона. Состязательность предполагает такое построение разбирательства, при котором имеет место разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела. Первые две стороны процесса обладают равными правами в части предоставления доказательств, обжалования действий и постановлений суда, заявления ходатайств. Обвинительные функции возложены на прокурора, гражданского истца, потерпевшего, общественного обвинителя. На стороне защиты находятся подсудимый, общественный защитник, адвокат, гражданский ответчик. При рассмотрении должна быть обеспечена реализация прав для каждой стороны. Функция разрешения дела возлагается исключительно на суд. В его компетенцию также входит контроль над соответствием действий сторон установленным правовым нормам и порядку.

Гласность

Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.

Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.

Использование национального языка

В качестве государственного по всей территории России признан русский язык. У республик есть право устанавливать свой. Согласно нормативным актам, судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на государственном, а в республиках, входящих в ее состав, на признанных национальных языках. Если участники процесса не владеют русским, они вправе говорить, подавать заявления, ходатайства, давать показания, выступать на заседании на выбранном или родном для них языке. Суд обязан не только разъяснить сторонам это право, но и предоставить в их распоряжение переводчика.

Народные заседатели

Они участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции (военной и общей юрисдикции). Они независимы и подчинены нормам права. Как и судьи, народные заседатели обладают соответствующими обязанностями и возможностями. Приговоры по уголовным и гражданским процессам принимаются ими совместно с должностным лицом большинством голосов. Тот из заседателей, который будет не согласен с общим мнением, может в письменной форме выразить свое. Оно будет приложено к решению или приговору.

Охрана достоинства и чести личности

Система правосудия в РФ гарантирует исполнение данного принципа в соответствии с Конституцией. Как гласит ст. 2, человек, а также его свободы и права признаются высшей ценностью. Их охрана является обязанностью государства. В соответствии с этим судебная система - как ветвь правоохранительной власти - должна обеспечивать защиту свобод и прав граждан. В ст. 21 указано, что никто не должен быть подвергнут жестокому обращению, пыткам, унижениям, насилию и прочим ущемляющим его права действиям. Иногда судьи, которые рассматривают уголовные дела, получают жалобы граждан о том, что при даче показаний они подвергались жестокому обращению. В задачи должностного лица входит тщательное изучение данных обращений. В случае подтверждения фактов, изложенных в таких жалобах, показания лиц признаются недействительными. При этом нарушители конституционных норм привлекаются к ответственности.

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

В заключение

В качестве основного содержания судебной власти в России выступает правосудие. Данное определение прежде всего является правовым. Его основные компоненты должны быть связаны с соответствующими нормативными актами. Правосудие предполагает такую деятельность судебной системы, при которой рассмотрение дел осуществляется в соответствии с юридическими предписаниями и по справедливости.

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2019 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.

Система судов РФ в 2019 году

Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения (глава 7) и «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

  • единство системы,
  • соблюдение всем судами правил производства,
  • применение существующих законов,
  • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
  • единство статуса судей,
  • существование судов разных уровней,
  • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

Как изменится порядок рассмотрения гражданских и административных дел в 2019 году

В 2019 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

  • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
  • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
  • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

  1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2019 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
  2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

  • применение тех или иных норм права,
  • способы разрешения споров разного типа,
  • иные подобные вопросы.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

В 2019 году в судебной системе России произойдут изменения

29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года.

Апелляционных судов будет 5:

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

Откроют 9 кассационных судов общей юрисдикции:

  1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
  2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
  3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
  4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
  5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
  6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
  7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
  8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
  9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.

Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.

Судебная система РФ: схема

Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

Конституционное;

Уголовное;

Административное;

Гражданское.

Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.

Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.

Органы судейского сообщества

Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц. Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере. При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и - в случае необходимости - изменении.

Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

Контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

Участие в ресурсном, кадровом и деятельности судебного сегмента;

При фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий. Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку. В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

Особенности формирования

Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

Прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в ;

Квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

Профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

Участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности - ресурсной, кадровой и организационной.

Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.

Приоритеты в деятельности

На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества - это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

Что собой представляет судейское сообщество

Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль. Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий. Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

Законодательная база

Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29. Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из имеют право на выражение собственных интересов. Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.

В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей. Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно. Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.

Система органов судейского сообщества

Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

Всероссийский съезд.

Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом у тех, кто претендует на должность судьи.

Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

Общие собрания.

Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

Квалификационные коллегии;

Конференция;

Общие собрания;

Экзаменационные комиссии;

Советы судей.

Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

Высший орган судейского сообщества

Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.

Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.

Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:

Вопросы правового положения и статуса судей;

Финансы;

Связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;

Вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;

Организационно-кадровая работа.

Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.

Квалификационные коллегии

Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:

Проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;

Прекращение или приостановление полномочий;

Обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;

Грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять ;

Прекращение отставки.

Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.

Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:

Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.

Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.

Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.

Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.

Осуществление квалификационной аттестации судей.

Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.

Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.

Итоги

Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.

Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.

Введение

В соответствии со ст.1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами (ст.45 Конституции РФ).

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые различные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

В России теоретически место судебной власти впервые в наиболее четкой форме было выражено М.М. Сперанским в "Проектах и записках" . Он считал, что судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - сенатом. По его мнению, три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

При отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий .

В данной курсовой работе рассматривается понятие и структура судебной система Российской Федерации, правовое регулирование ее Конституцией РФ и законами нашей страны, а также проблемы судебного реформирования страны и роль судебной реформы в устройстве государства в настоящее время.

1. Понятие судебной системы РФ

1.1 Единство и независимость судебной системы РФ

Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судебным органам и осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и законом, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебную власть можно определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы .

Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют единую судебную систему России.

Судебная система Российской Федерации - это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия . Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

В настоящее время судебная система устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. На основании пункта "о" статьи 71 Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;

4) признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единого статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

1.2 Структура судебной системы РФ

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи субъектов РФ .

К слову сказать, судебная система США включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного Суда США. Все судьи данной системы назначаются персонально президентом страны с согласия и одобрения Сената. Верховный Суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами. Осуществляет надзорные функции. Верховный Суд США одновременно исполняет функции и полномочия конституционного суда.

В Италии судебная система другая и включает в себя Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в Италии занимает Конституционный суд. Он состоит из пятнадцати судей, назначаемых президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства (семь человек).

В Англии все судьи назначаются монархом.

В целом, во многих странах действует правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что гарантирует стабильность правосудия и независимость судей от других органов и должностных лиц .

К федеральным судам РФ относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов России, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Не подчиняется никаким органам, его решения носят обязательный характер.

Создание данного суда стало беспрецедентным явлением для России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или подзаконных актов на соответствие их содержания Конституции страны, из-за чего конституционные права граждан советского государства оставались пустой формальностью и существовали только в письменном виде. Разработанный по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей Конституционного Суда, их неподотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная и основная задача - определять конституционность международных договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и правоприменительной практики.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых (областных) судов, судов автономных округов и автономной области, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды. Система судов общей юрисдикции является централизованной и возглавляется Верховным судом России, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов России.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов России, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ .

Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ существует без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Следовательно, судебная власть в Российской Федерации представляет собой соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного суда РФ и системы судов общей юрисдикции.

Таким образом, и Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга частей общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан .

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие признаки, отличающие их от других органов государства:

· правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);

· правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;

· правосудие основано на точном соблюдении закона;

· правосудие производится только в процессуальной форме;

· суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Одной из главных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено". Оно лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

К примеру, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судов общей юрисдикции. Но районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующим им суды - второе звено, Верховный суд РФ - третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, любое судебное дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят и трех звеньев:

основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им равные;

среднее (второе) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск;

судебная система судья статус

высшее (третье) звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ .

По трехзвенной системе построена и система арбитражных судов.

Понятие "судебная инстанция" относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Понятие звена и инстанции очень близкие, но не тождественные. Звено - понятие судоустройства, им определяется место именно данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности.

Все термины "вышестоящий суд", "вышестоящая инстанция", "нижестоящая" не означают подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции вправе отменить приговор нижестоящего суда, но никак не может давать ему указания о квалификации содеянного, о мере наказания и пр.

2. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти

Суд среди других органов государственной власти занимает исключительно особое место. Только данный орган своим решением может положить конец спору между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции России, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы № 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

Таким образом, судебная реформа в России началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России .

Конституция России же является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. Статья 118 " 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе приводятся основные положения, относящиеся к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

В Законе о судебной системе раскрывается содержание принципов судопроизводства, таких как: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.

Ряд статей закона посвящен основам статуса судей в РФ, порядку создания и упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие.

Значительное место в Законе о судебной системе РФ уделяется порядку создания и упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы .

Полномочия судебной власти следующие:

осуществление правосудия;

конституционный контроль;

контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны;

обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);

дача разъяснений по вопросам судебной практики;

участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Правосудие не осуществляют различные псевдосудебные органы, а третейские суды, равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитраж и Морская судебная арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" . Все данные учреждения являются административными и судебной властью не обладают.

2.1 Конституционно-правовой статус судей РФ

Правовое положение судей, их функции, полномочия, права и обязанности, ответственность, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" .

Судебная власть в нашей стране принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями в соответствии с указанным Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно высокому статусу судей к ним предъявляются определенные требования, а именно в соответствии со ст.119 Конституции РФ судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон о статусе судей также в статье 4 указывает, что "Судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии всем требованиям:

1) судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

Согласно ст.128 Конституции РФ судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом России в порядке, установленном законом.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти в нашей стране и в мире в целом является независимость судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону . Это является и главным условием их самостоятельности, а также эффективности всей судебной власти, ее способности защищать и охранять права и свободы граждан и организаций.

Статьи 121-122 Конституции РФ указывает, что судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (к примеру, по состоянию здоровья, или прекращение российского гражданства).

Судьи и суды соответственно наделены широкими полномочиями и обладают большим количеством привилегий (материальное обеспечение, ведомственное жилье, неприкосновенность и т.п.). С одной стороны, это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой стороны можно заметить, что суды становятся практически бесконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, порой ведут и разрешают дела не объективно, а руководствуясь личными, иногда корыстными мотивами.

Поэтому судебная система России нуждается еще в значительных доработках и совершенствовании .

Заключение

Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 Конституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).

На основании анализа Основного закона нашей страны - Конституции РФ можно сделать некоторые следующие выводы, а именно, ранее мы говорили, что в Конституции судебной власти посвящена отдельная 7 глава с аналогичным названием. Данное название "Судебная власть" наиболее точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности. Они осуществляют один из видов государственной власти и обладают необходимой самостоятельностью для этого.

Отрицательным моментом можно считать то, что в систему органов судебной власти включена прокуратура, а именно статья 129 Конституции РФ гласит: "1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ…". Включение данного органа в судебную систему России не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и неправильному толкованию понятия "судебная власть".

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным законом. Судебная система имеет важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью - защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях .

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия .

Судебная реформа, проходящая в настоящее время в Российской Федерации, призвана укрепить авторитет судебной власти, сделать ее наиболее важным и действенным инструментом защиты прав граждан .

Сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и суду, и чем выше уровень правосознания граждан в государстве, тем более высок уровень уважения к суду и его решениям. Необходимо отметить, что использование в полном объеме уже имеющегося потенциала правозащитной деятельности судов позволило бы значительно поднять авторитет и самих судебных органов, и государства .

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета. 1993. № 237 (25 декабря).

2. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. // Российская газета. № 3.06.01.1997.

3. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 г. // Собрание законодательства РФ.25.07.1994. № 13. ст.1447.

4. Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

6. Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" // Российская газета. № 156.14.08.1993. Российская газета.09.12.2008 г.

7. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 гг." // Собрание законодательства РФ.09.10.2006. № 41. ст.4248.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007.

9. Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.

10. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.М. 2004.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002г.

12. Конституционное право России. Под ред. д. ю. н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.

13. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. М.: Лань, 2001.

14. Организация деятельности судов. Курс лекций для вузов / Отв. ред. Н.А. Петухов. - М., 2005.

15. Сафонов В.Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении // История государства и права. 2009. № 4.


См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. Л.: Изд-во АН СССР, 1961 / Сафонов В.Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении // История государства и права. 2009. № 4.С. 23.

Пункты 3-4 статьи 4 ФКЗ "О судебной системе РФ".

Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. М.: Лань, 2001.С. 45.

Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.М. 2004.С. 304.

Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.С. 78.

Судебная власть в Российской Федерации представлена различными судебными органами. Система обладает определенной иерархией, принятой в пунктах Федерального конституционного закона «О судебной системе». Представители этой власти обладают определенными преимуществами и следуют законодательному регламенту. Общая система, в которую входят различные суды, периодически претерпевает преобразования, необходимые для усовершенствования их работы. В 2019 году была произведена очередная реформа. Какими правами располагают органы судебной власти Российской Федерации? В какой иерархии они состоят согласно ФКЗ?

Перечень функций органов судебной власти в РФ

Россияне зачастую путают понятие судебной власти с органами, ее представляющими. Судьи наделены властью при выполнении своей работы. Рассматриваемый закон (п. 1 ст. 1) передает правоприменительные обязанности присяжным и арбитражным заседателям. Правоприменительная деятельность при разных видах судопроизводств возложена на суды субъектов РФ.

Согласно статье 1 (п. 2) ФКЗ, в России нет прямой зависимости этой ветви власти от законодательной и исполнительной. Она самостоятельно действует, учитывая постановления и нормативные акты законодательной системы. Вердикты и приказы судей общеобязательны для подразделений исполнительной ветви.

Представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей производят взаимоконтроль, следуют уставам, установленным другими ветвями власти. Органы судебной власти контролируют деятельность исполнительной ветви. Представители трех видов власти самостоятельны.

Суды проверяют правильность соблюдения законодательных норм Российской Федерации нижестоящими органами. Они контролируют применение законодательной базы при вынесении распоряжений и приказов органами исполнительной власти. Суды выполняют следующие обязанности:

  • рассматривают обращения гражданских лиц с жалобами на деятельность представителей региональных властей, должностных лиц и юрлиц при принятии постановлений по административным правонарушениям;
  • проверяют правильность проведения предварительных расследований при уголовных судопроизводствах;
  • рассматривают протесты граждан против неправомерного действия со стороны представителей исполнительной ветви;
  • контролируют выполнение подразделениями исполнительной власти вынесенных постановлений, определений, приговоров;
  • разбирая различные виды производств, проверяют деятельность юридических и должностных лиц, правильность применения ими нормативных актов.

Представителям системы предоставлено право на реализацию функции разъяснения нижестоящим инстанциям законодательной базы Российской Федерации по предмету судопроизводства (ст. 19 п. 4). В статье 3 закона описано единство судебной власти. Оно применяется посредством:
  • исполнения вердиктов во всех федеративных субъектах;
  • закрепления схемы в конституционных нормах Российской Федерации и законе «О судебной системе»;
  • необходимости применения нормативных актов на всей территории страны;
  • нормативного закрепления единства положения состава судей;
  • обязательности бюджетного финансирования всей системы.

Суды субъектов РФ работают соответственно пунктам ФКЗ и других правовых актов Российской Федерации, не выходя за их пределы.

Самостоятельность и независимость судей

Закон Российской Федерации учитывает, когда суды субъектов РФ применяют власть. Они подчиняются исключительно Конституции и закону, который гарантирует независимость им и их составу (1-ФКЗ). Если суд выявит несогласованность вынесенного госорганом решения с пунктами этого закона, законов территориальных субъектов, норм международного права, он примет наиболее действенное в юридическом смысле постановление (ФКЗ ст. 5 п. 3).

Законодательство Российской Федерации запрещает принятие норм, умаляющих или притесняющих право судей самостоятельно принимать решение. Судебный состав нельзя лишить независимости. Если есть данные о нарушении этого принципа в процессе судопроизводства, его участники вправе обжаловать вынесенное решение в вышестоящих инстанциях. Вторжение в процедуру судопроизводства и ограничение самостоятельности судей неправомерно. Представитель этой власти неприкосновенен.

Закон гласит, что граждане, которые будут оказывать давление на представителя судебной власти, совершат вмешательство в судопроизводство, будут нести ответственность. Уголовное наказание предусмотрено для граждан, самовольно присвоивших право вершить правосудие относительно других лиц (ФКЗ ст. 5 п. 5).

Права представителей судебной ветви власти

Законодательные нормы РФ определяют понятие судьи, описывают его полномочия и права. Это профессионал, который должен применять правосудие соответственно с пунктами Конституции и закона. Согласно ФКЗ (ст. 11 п. 2), если судья осуществлял беспрерывную трудовую деятельность на протяжении 10 лет до отставки, он получает статус почетного судьи («О статусе судей» ст. 7).

Судьи вправе рассчитывать на материальное и социальное обеспечение от государства. Статус одинаков для всех представителей, занимающих эту должность в Российской Федерации (ст. 11 ФКЗ). В законе «О судебной системе» обозначены правила вступления в должность, обязанности и сроки службы.

Подбор претендентов на открытые вакансии осуществляется посредством конкурса. Период деятельности ограничивается возрастом. По достижении 70-летнего возраста судья обязан уйти в отставку, если другое положение не предусмотрено нормами законодательства.

Судебный представитель не должен быть переведен в другую инстанцию, на иную вакансию без его согласия. Если судья нарушил кодекс поведения, для оценки его действий призовут квалификационную коллегию. Результатом голосования может стать лишение статуса. Решение разрешено обжаловать путем обращения в Верховный Суд (п. 2 ст. 15).

Организационная структура (схема) судов РФ

Система судов определяется нормами законодательства. Общая схема содержит в себе следующие суды:

  • Верховный;
  • Высший арбитражный;
  • Конституционный.

Нормы Конституции устанавливают порядок работы Верховного и Конституционного судов. Конституционные или уставные органы в российских субъектах входят в структуру Конституционного суда. В подчинении Верховного Суда РФ находятся органы общей юрисдикции:

  • суды округов, автономные, краевые, областные инстанции;
  • судебные органы столицы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
  • ВС республики;
  • военные инстанции.

Отделы, входящие в общую юрисдикцию, разбирают производства, подпадающие под действие Гражданского, Уголовного, Арбитражного кодексов и устава об административных правонарушениях. Низшую инстанцию системы составляют мировые судьи, заведующие участками в районах. Это первая ступень для разбора вышеперечисленных производств с некоторыми ограничениями.

Пределы полномочий устанавливают пункты закона, регламентирующего работу мировых судей. Реформа значительно разгрузила районные инстанции, предоставив право представителям участков выдавать приказы по представленным заявлениям и свидетельствам.

Суд как орган судебной власти обладает независимостью. Он работает соответственно с конституционными нормами и федеральными законами России. Верховный Суд занимается разбирательствами по всем процессуальным кодексам. Это Высший орган ветви. Он выполняет функции апелляции, кассации и надзора постановлений нижестоящих судебных составов. ВС РФ разъясняет нижестоящим инстанциям применение законодательных актов. Его полномочия установлены ФКЗ, описывающим уклад работы Конституционного суда.

Законодательством предусмотрены полномочия, которыми обладают суды субъектов РФ. Они разбирают дела по первому обращению, по апелляционной и кассационной жалобам и в порядке надзора. Районные суды рассматривают производства, инициированные впервые или по апелляционной жалобе. Эти органы являются вышестоящим над мировым судьей, который осуществляет судопроизводство на своём участке.

Военный суд как орган судебной власти находится в расположении военной части или флота. К его судебному составу обращаются как в первую, вторую или надзорную инстанцию. Перечень полномочий этого органа определен законом «О военных судах».

Создание конституционных или уставных представительств в субъектах производится для контроля соответствия нормативных актов госорганов принятому субъектом уставу. Их обязанностью является также трактовка конституционных законов субъекта. Эти инстанции финансируются из бюджетов территорий. Оспаривание их решения в других инстанциях невозможно. Группу арбитражных судов составляют следующие инстанции по убыванию полномочий:

  • Высший арбитражный;
  • инстанции округов Российской Федерации;
  • арбитражные апелляционные;
  • арбитражные субъектов.

Полномочия представителей арбитражной системы распространяются на рассмотрение экономических разбирательств, защиту интересов ИП и организаций. Арбитраж в субъекте действует в первой инстанции и рассматривает экономические споры. Он также разбирает дела, по которым появилась новая информация. Закон «Об арбитражных судах РФ» определяет полномочия, регламент образования и функционирования инстанции (ФКЗ ст. 34–41).

Апелляционный арбитраж уполномочен рассмотреть постановление по заявлению соискателей или заново провести слушание с появившимися фактами. Глава 3.1 закона обозначила правила создания и функционирования инстанции, порядок рассмотрения спора.

Изменения после реформы

Поправки к судебным уставам предназначены для уточнения процессуального регламента, уменьшения загруженности подразделений и иных преимуществ. Реформа 2019 года коснулась некоторых аспектов судопроизводства. С 12 мая 2019 года возможно применять видеоконференцсвязь, установленную в судах общей юрисдикции, в арбитраже (ст. 153, 159 АПК). Эта норма призвана упростить доступ к арбитражным слушаниям и снизить расходы сторон.

Если участник арбитражного судопроизводства по уважительной причине пропускает заседание, он может ходатайствовать о проведении видеоконференцсвязи из суда общей юрисдикции. Эта возможность предоставляется при наличии следующих условий:

  • ходатайства, оформленного по правилам делопроизводства;
  • технических условий в указанной инстанции.

Реформа коснулась правил отвода судей. Арбитражный представитель не может председательствовать на заседании, если он имеет родственные связи с его участниками. Законодательством определен полный список родственников.

29 ноября были утверждены новые правила предоставления документации посредством электронной передачи. На сегодня действуют правила подачи сканированной копии документа. Согласно новому регламенту, участники судопроизводства могут передать электронную версию документа, который должен быть скреплен электронной подписью. Документы можно будет готовить в цветном виде и большего размера (до 30 Мегабайт).



 

Возможно, будет полезно почитать: